Алба́ния Кавка́зская - древнее государство в Восточном Закавказье в IV-III вв. до н. э. - X в. н. э. (в нижнем течении Аракса и Куры). Столицы - Кабалака, Партав (Барда). Объединяло племена албанов, утиев, каспиев и др. В III-IV вв. под властью Ирана, в VIII в. завоёвана арабами, в IX в. распалась на княжества. С X в. большая часть земель Албании Кавказской в составе Ширвана и других государств.
* * *
АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ - АЛБА́НИЯ КАВКА́ЗСКАЯ (лат. Albania, персидск. Arran), древнее государство на территории восточного Закавказья в 4-3 вв. до н. э. - 10 в. н. э.
Располагалось на побережье Каспийского моря (см. КАСПИЙСКОЕ МОРЕ), в нижнем течении Аракса (см. АРАКС) и Куры (см. КУРА), занимая южную часть современного Дагестана (см. ДАГЕСТАН) (Российская Федерация (см. РОССИЯ (государство))) и большую часть современного Азербайджана (см. АЗЕРБАЙДЖАН). Особое место Кавказской Албании в истории определялось тем, что на ее территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе современного Дербента (см. ДЕРБЕНТ)), являвшегося мостом между Европой и Азией. Объединяло ряд различных иберо-кавказских племен, в том числе албанов, утиев, каспиев и других. Название «Албания» чисто римское, в армянских источниках она известна как Агвания (Aghbania; Aghvania).
Столицей и главным городом к началу нашей эры была Кабалака (см. КАБАЛАКА) (также Шабала, Табала, Кабала, современное село Чухур-Кабалы в Азербайджане, в 20 км к северу от г. Геокчай (см. ГЕОКЧАЙ (город))), с 5 в. - Партав (современный г. Барда (см. БАРДА (город))).
Археологические раскопки на территории Азербайджана (в Мингечауре, Чухур-кабалы, Софулу, Топрахкале, Хыныслах), сведения античных авторов (Арриан (см. АРРИАН Флавий), Плиний (см. ПЛИНИЙ Старший), Страбон (см. СТРАБОН), Аппиан (см. АППИАН), Плутарх (см. ПЛУТАРХ)) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн) свидетельствуют, что в конце 1-го тыс. до н. э. население Албании занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и различными ремеслами.
Создание единого царства в пределах Албании относится к 4-2 вв. до н. э. Впервые албанцы упоминаются в письменных источниках как участники битвы при Гавгамелах (см. ГАВГАМЕЛЫ) со стороны Мидийской сатрапии. Согласно Страбону, в 1 в. до н. э. население Албании составляли множество различных племен («говорили на 26 языках»), управляемых одним царем.
В 1 в. до н. э. Армения завоевала албанские земли на правом берегу Куры, которая, как утверждают Страбон и Птолемей, и являлась в то время границей Албании и Великой Армении (см. ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ). В 66 г. до н. э., после поражения Тиграна II (см. ТИГРАН II ВЕЛИКИЙ) в войне с римлянами, албанцам вновь удалось вернуть себе потерянные земли.
В 65 г. до н. э. Помпей (см. ПОМПЕЙ Гней) выступил с походом против Албании, однако албанцам во главе с царем Орезом (лат. Oroezes) удалось остановить римских завоевателей. В 83-93 гг. н. э., в правление императора Домициана (см. ДОМИЦИАН), для поддержки союзных Иберии и Албании в войне против Парфии на территории последней был размещен римский легион. Об этом свидетельствуют найденные в Гобустане (в 69 км к югу от Баку (см. БАКУ)) римские стеллы с соответствующей записью. В правление императора Адриана (см. АДРИАН (император)) (117-138 н. э.) Албания претерпела нашествие аланов (см. АЛАНЫ).
В 252-253 гг. н. э. закавказские государства, в том числе Албания, вошли в состав государства Сасанидов (см. САСАНИДЫ); при этом Албанское царство было сохранено на правах «вассалитета». Впрочем, реальная власть принадлежала не самому царю, а находившемуся при нем сасанидскому чиновнику. В середине 4 в. албанский царь Урнайр был обращен в христианство равноапостольным Григорием, просветителем Армении. Вскоре христианскую церковь возглавлял автокефальный албанский католикос. В 387 году, после раздела Армении Византией и Сасанидами, в Албанское царство были включены значительные территории на правом берегу Куры вплоть до Аракса.
Сасанидский царь Йездегерд II выпустил постановление, согласно которому все христиане должны были обратиться в манихейство (он считал христиан потенциальными союзниками Византии); как следствие, албанцы, иберы и армяне под руководством армянского князя Вардана Мамиконяна подняли антисасанидское восстание, однако в 451 году были разбиты; албанским царем стал родственник Йездегерда II. Тогда же столица Албанского государства была перенесена в Партав (ныне Барда). В конце 6 в. - начале 7 в. Албания попадает под влияние Хазарского каганата (см. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ), на ее территории ведутся сражения между хазарами, Византией и Сасанидами.
В середине 7 в., в период падения державы Сасанидов, Албании на некоторое время удалось обрести полную независимость. Виднейшим правителем ее в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский (638-670). При нем получила широкое развитие албанская письменность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории Албании. Тем не менее, выбирая между Каганатом и Халифатом (см. ХАЛИФАТ), Джеваншир вынужден был признать себя «вассалом» халифа.
В 8 в. большая часть населения Албании была мусульманизирована Халифатом. В течение 9-10 вв. албанским князьям (арраншахами) удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в Албании. После вторжения турков-сельджуков в 11 в., дотюркское население было ассимилировано, большая часть земель Кавказской Албании вошла в состав азербайджанских феодальных государств - Ширванского ханства и других. Население Кавказской Албании оказало значительное влияние на этногенез современных азербайджанцев.
В 1937 г. И. В. Абуладзе открыл оригинальный албанский (агванский) алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские) в армянской рукописи 15 в., хранящейся в Матенадаране. В 1948-1952 гг. во время раскопок в Мингечауре было сделано еще несколько эпиграфических находок. В 1956 г. А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита (переписанный в 16 в.). Традиционно считается, что в 5 веке н. э. письменность для албанского языка была создана Месропом Маштоцем (святой Армянской Апостольской Церкви, создатель армянского алфавита). В настоящее время родственным албанскому (или даже прямым потомком) принято считать удинский язык (см. ДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ) (сейчас на нем говорит около 6 тыс удинов). Реже с агванским сближают цахурский и другие языки лезгинской группы, распространенные на территории современного Азербайджана.